Способы доставки сырья
Большей частью сырье поступает в плотах, которые комплектуют из древесины лиственных и хвойных пород (последние называют приплавом, потому что они обладают большей плавучестью, чем лиственные породы). Основным элементом любого плота является пучок древесины объемом 5—10 м3. Пучок формируют на сплоточных агрегатах и одновременно обвязывают проволокой. Пучки древесины одной длины стягивают в секции, которые соединяют в плот емкостью до 15—20 тыс. м3. Плот транспортируют по рекам буксиры или катера.
Водный путь поставки сырья имеет следующие преимущества: вопервых, поставка сырья лесосплавом — самая дешевая (транспортировка лесосплавом стоит около 1 руб. за 1 м3); во-вторых, сырье при сплаве менее подвержено воздействию древесных грибков и солнечных лучей.
К недостаткам поставки сырья лесосплавом следует отнести, во-первых, ограниченное время поставки. В средней полосе России время навигации продолжается с мая по октябрь. Предприятия, на которые поступает сырье сплавом, должны иметь большие складские площади для его хранения, что удорожает его стоимость. Во-вторых, лесосплав повышает влажность древесины (более 80%), что отрицательно сказывается на сушке шпона, увеличивая время этого процесса.
Сухопутная поставка сырья производится железнодорожным и автомобильным транспортом. Сырье по железной дороге перевозят в крытых и открытых вагонах, полувагонах и на платформах. Автотранспорт используется лишь в тех случаях, когда завод не имеет своей железнодорожной ветки. Сырье подвозят лесовозами с расположенного поблизости леспромхоза (30—60 км).
Преимущество сухопутной поставки в том, что для хранения сырья не нужно иметь большие площади, так как запас сырья не должен быть более четырех-шести-недельной потребности предприятия в сырье. Это значительно упрощает все работы на складе сырья по его хранению. К недостаткам этого способа поставки сырья следует отнести его высокую стоимость (в среднем 2— 2,5 руб. за 1 м3) и подверженность воздействию солнечных лучей, что приводит к появлению трещин в торцах кряжей и чураков.
Поставке сырья в судах свойственны достоинства и недостатки каждого из описанных выше способов поставки сырья. Стоимость поставки сырья в судах составляет 1,4—1,6 руб. за 1 м3.
При проектировании фанерных заводов тщательно анализируют экономическую целесообразность их размещения в том или ином экономическом районе, учитывают затраты на поставку и хранение сырья. Новые крупные фанерные предприятия строят с учетом смешанной поставки сырья, т. е. лесосплавом и железной дорогой.
Железная дорога обеспечивает регулярный вывоз готовой продукции, что упрощает работу склада готовой продукции и ряда вспомогательных служб предприятия.